Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 01:47

Сайт учителя начальных классов Альбины Витальевны

Меню сайта
Журнал

Праздники сегодня
Календарь праздников
Статистика сайта
Ваше местонахожден

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Анимационные физминутки на уроках в начальной школе
[ ] 17.01.2010, 19:36
В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”[1].
Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися начальных классов на всех этапах урока. Уже много делают педагоги при подготовке наглядного материала по темам уроков, используя современные инструменты, а на этапе физминуток чаще используют устные комментарии, т.к. наглядно выполнить это технически сложно и требуется много времени. Решить эту проблему можно введением готовых анимированных физминуток. Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевле­ние) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. А также для младшеклассника она интересна.
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил младшего школьника.
Проводить анимационные физминутки можно так же, как и обычные, т.е. на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинировать паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Анимированные физминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний. Можно представить процесс восстановления сил ученика на уроке по следующей схеме:
 
Цель: восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

Важно правильно организовать работу класса:
1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.
2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.
3. Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.
Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе со­ставления урока. А в этот урок гармонично вписываются анимационные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений:
• составлять интересные анимационные физминутки, соответ­ствующие возрасту учеников; • привлекать внимание к изображёнию;
• учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;
• грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;
• разнообразить анимационные физминутки, избе­гая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.
Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:
1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3. появление чувства усталости.
Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия., программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.
Признаки переутомления:
резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
расстройства невротического характера;
стойкие изменения регуляции вегетативных функций;
снижение иммунитета.
Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Существуем несколько видов физминуток:
  1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. упражнения для кистей рук;
  3. гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;
  4. упражнения для профилактики плоскостопия;
  5. упражнения, корректирующие осанку;
  6. дыхательная гимнастика.
Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление. Для профилактики надо на уроках чередовать различные виды деятельности и обязательно включать в урок физминутки. Готовые электронные анимированные разработки значительно облегчают работу учителя. Уже много электронных физминуток для глаз создано учителями. Наиболее популярны электронные физминутки, созданные учителем начальных классов Л.Г. Масько муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14 города Мончегорска Мурманской области: «Звездочёт», «Цветик- семицветик», «Танцы» и др.
Можно анимировать обычные физминутки для различных групп мышц.
Комплекс для уроков письма.
 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
 
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
 
 И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
 
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
 
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
 
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
 
4. Упражнение для мобилизации внимания
 
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
 
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
 
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
 
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
 
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
 
4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
 
5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
 
6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. [3]
Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».[2]
Использованная литература:
1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.
2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.
3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» - 2005, №1
Ссылка для скачивания комплексов анимированных физминуток:   http://ucitelskoli.ucoz.ru/avatar/_.__.zip
 
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Alja
Просмотров: 46178 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.4/10 |
Всего комментариев: 6
4 Валентина  
0
Желаю использовать ваши физминутки на своих уроках. Они мне понравились. Спасибо

5 Alja  
0
Спасибо большое

3 Анна  
0
Спасибо, замечательные физминутки.

6 Alja  
0
Используйте. Я рада, что нравятся

1 Розалина  
0
Спасибо огромное.Для кабинета купили телевизор, вот сижу и ищу физминутки.

2 Alja  
0
Эти физминутки больше подходят для компьютера. На телевизоре могут и не пойти. Вам нужно будет тогда откорректировать автоматическое время перелистывания слайдов.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
ЯКласс
Учи.ру
Мудрость

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz