Что должен знать и уметь будущий
первоклашка?
Общее развитие
Считается, что к шести с половиной - семи годам ребенок должен:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают,
домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему
страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь
различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от
кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их
последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов
в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий,
основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом);
раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки
вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором
пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать
количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из
геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букв
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину
симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Готов ли ваш ребенок к школе?
Как много сил при подготовке к школе
родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно,
читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное.
Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с
первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя,
выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его
установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к
школе.
То, что должен знать каждый
родитель
Какие знания должны
быть сформированы у будущего первоклассника?
В области
развтия речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику
необходимо:
* уметь четко произносить все звуки речи;
*уметь интонационно выделять звук в словах;
* уметь выделять заданный звук в потоке речи;
*уметь определять место звука в слове (в
начале, в середине, в конце);
*уметь произносить слова по слогам;
*уметь составлять предложения из 3-5 слов;
* уметь называть в предложении только второе
слово, только третье слово, только четвертое слово и т.д.;
*уметь использовать обобщающие понятия
(медведь, лиса, волк - это животные);
*уметь составлять рассказ по картинке
(например, "В зоопарке", "На детской площадке", "Отдых
на море", "За грибами" и т.д.)
* уметь составлять несколько предложений о
предмете;
* уметь наизусть читать любимые
стихотворения;
* знать автора прочитанного стихотворения;
* уметь последовательно передавать содержание
сказки.
К началу обучения в
школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
* знать цифры от 0 до 9;
* уметь считать до 10 и обратно;
* уметь называть предыдущее и последующее
число относительно любого числа в пределах первого десятка;
* уметь сравнивать числа первого десятка;
* уметь соотносить цифру и число предметов;
* уметь сравнивать две группы предметов;
* уметь составлять и решать задачи в одно
действие на сложение и вычитание;
* знать названия фигур: треугольник, квадрат,
круг;
* уметь сравнивать предметы по цвету,
размеру, форме;
* уметь оперировать понятиями
"налево", "направо", "вверх", "вниз",
"раньше", "позже", "перед", "за",
"между";
* уметь группировать по опеделенному признаку
предложенные предметы.
Кроме того,
ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
*в какой стране он живет, в каком городе, на
какой улице, в каком доме;
*полные имена членов своей семьи, иметь общие
понятия о различных видах их деятельности;
* знать правила поведения в общественных
местах.
Каковы критерии психологической
готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к
школе:
* учебная мотивация
(хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет
выраженный интерес к получению новых знаний);
* умение
общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не
агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает
авторитет взрослых);
* умение принять
учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических
функций:
* развитие мелких мышц руки (рука
развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
*
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять
выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
* координация в системе
глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический
образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из
книг);
* развитие логического
мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при
сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным
признакам);
* развитие
произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в
течение 15-20 минут);
* развитие произвольной
памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый
материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Какие требования предъявляет школа к
развитию речи ребенка?
Умение правильно произносить все звуки речи и
различать их на слух;
Умение употреблять разные части речи точно по
смыслу;
Умение использовать в речи синонимы,
антонимы, существительные с обобщающим значением;
Умение отвечать на вопросы и задавать их;
Умение самостоятельно передавать содержание
литературных текстов;
Умение составлять рассказы о предметах (по
плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
Кругозор (представление ребенка о мире
достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные
способности).
Какова продолжительность занятий с
ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий
по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной
рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра
является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия
необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в
период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
·
работа с конструкторами разного типа;
·
работа с ножницами, пластилином;
·
рисование в альбомах (карандишами, красками).
2. Развитие познавательных способностей
(развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
|