1. Родительство - это специальность, потому надо читать и просвещаться. И тратить на ребенка время!
Мы получаем профессиональные знания, затрачивая на это немало сил. Быть
родителем - не меньшая наука, и значит, нужны знания. Родители
оправдываются: некогда заниматься с детьми, надо зарабатывать. Как
психолог не принимаю таких оправданий: если мы оставим поле
невозделанным на год, оно зарастет сорняками. Так же и с детьми: если не
культивируем возможности ребенка, получим «сорняковое поле»… Когда
ребенок поступает в школу, кто-то из семьи должен быть с малышом, быть
может, поступившись карьерой. Сколько? Как позволят обстоятельства, но
лучше подольше. Может, даже целый год.
2. Записывая ребенка в первый класс, проконсультируйтесь со школьным психологом.
И чем раньше, тем лучше: пусть он протестирует, готов ли малыш учиться,
насколько созрел физически и психологически, сформировалась ли
мотивация к учебе, сможет ли высидеть все уроки сосредоточившись, легко
ли ему будет общаться со сверстниками. Психолог может дать дельные
рекомендации специально для вашего малыша.
3. Будьте включенными во все, что происходит с ребенком!
И не забывайте позаботиться о егоэмоциональном самочувствии. По нашим
исследованиям, большинство детей испытывает острый эмоциональный голод в
своих семьях, им недостаточно проявляемой родителями заинтересованности
в их жизни. Уже в старших классах подросток будет стараться держать
дистанцию и не пускать родителей в некоторые сферы своей жизни - имеет
право! Но младшие школьники нуждаются в эмоциональных отношениях с
родителями. У первоклассника стоит интересоваться, удалось ли ему с
кем-то подружиться, есть ли контакт с учителем, как он себя чувствует в
классе и на переменках. Понаблюдайте, не проявляется ли школьная
тревожность у более старших ребят (бледность, тошнота, недомогание).
4. Никогда не сравнивайте своего ребенка или подростка с другими детьми или с самим собой!
Принимайте и уважайте его индивидуальность. Не настаивайте, чтобы
учитель первые два года учебы в школе ставил оценки - это весьма
травматично для детей и нарушает их мотивацию к учебе. У ребенка могут
быть не ваши темперамент, наклонности, но он и должен быть самим собой.
Такие фразы, как: «Я в твоем возрасте была такая быстрая, а ты…» или
«Посмотри, вот Ваня как решает!» - необыкновенно ранят, формируя
хроническую неуспешность. Лучше сказать так: «Ты еще читаешь по слогам,
не все люди научаются читать быстро, мне давалось это с трудом, и у тебя
получится!». Или так: «Посмотри, вчера у тебя было так много ошибок, а
сегодня ты написал грамотно и чисто!». Лучше сравнивать достижения
самого ребенка, поддерживая его рост.
Кстати Школьная тревожность нередко
имеет корни в семье: амбициозные родители хотят с помощью успехов
ребенка реализовать свои амбиции. В таких случаях они спрашивают: «Твой
ответ был лучшим в классе? Ты был лучше всех?». Непосильные требования
могут обернуться для ребенка неуверенностью и неуспешностью.
5. Если вы замечаете, что учебная деятельность у школьника
упорно не складывается, подчеркните его достижения и таланты в других
областях! Самое главное, мы должны понимать, что школьное
обучение вовсе не охватывает все разнообразие жизни и способности людей.
Может быть, ребенок талантлив в спорте? В музыке? В пении? Есть люди,
талантливые в общении и дружбе - они могут быть замечательными друзьями.
Другие обладают экономической предприимчивостью, кто-то проявляет
христианские черты милосердия и доброты, и это тоже талант! Помню
девочку, которая три раза сидела в первом классе, писала с ошибками, но
ее тетрадки выглядели изумительно - у нее был настоящий гений
аккуратности. Плюс к тому она была мила и деликатна - разве это не
особые способности? Так что стоит ценить и развивать любые таланты
ребенка, даже если они не вписываются в школьную программу.
6. Верьте в своего ребенка! Ничто так не развивает
личность, как вера родителей в возможности ребенка. Такая вера сквозит в
выражении лица и жестах участия, в словах поддержки и взгляде, полном
любви.
7. Устраивайте для ребенка семейные праздники!
Например, почему бы не отпраздновать первый месяц учебы в школе? Первую
пятерку как важное событие, окончание четверти? В такой день можно
устроить выезд в лес или пригласить его друзей. Личный праздник -
великая поддержка для ребенка.
8. Радуйтесь жизни вместе с ребенком! Собственно, каждый из нас нуждается в этом…
Источник: http://sport-kids.ru/coach/knowledge/parents/77/ |