Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 13:20

Сайт учителя начальных классов Альбины Витальевны

Меню сайта
Журнал

Праздники сегодня
Календарь праздников
Статистика сайта
Ваше местонахожден

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Значение общения в развитии ребёнка
Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Одна из задач классного руководителя в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого на основе примеров и жизненного опыта детей показываю, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Маленький принц» отметил, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
 Ежедневно каждый из нас общается с родственниками, друзьями, довольно большим числом людей. Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют свое отношение друг к другу. 
 Первейшая функция общения состоит в том, чтобы способствовать становлению и развитию человека как личности. Ребенок, родившийся на свет, еще не умеет говорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. С помощью взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли. В дальнейшем он учится читать, писать, правильно вести себя, общаясь с другими людьми. В совместной деятельности людей (игровой, учебной, производственной, научной и др.) общение выступает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит еще одна функция общения, которую называют прагматической (от лат.pragma – действие, дело). 
 Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением каких-то отношений с ними – либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях между людьми возникают такие противоположные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т.д. Наверно, вы знаете примеры того, как одноклассник подежурил в классе вместо заболевшего товарища; а кто-то другой возможно, отказался защищать честь класса в спортивных соревнованиях. 
 Общение, пронизанное добрыми чувствами, является источником духовного роста человека. В ходе общения с человеком важно выказывать ему различные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к нему. Это позволяет человеку утвердить себя в собственных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция подтверждения. По статистике к тридцати годам каждый из людей имеет круг знакомых в несколько сотен, а порой и тысяч человек. Человек становится частицей огромного океана общения. То, что происходит в его жизни, влияет на других людей, а то, что происходит в жизни других, влияет на него. 
Средства общения. Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам передачи информации: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). Вы уже знаете, насколько значима для плодотворного взаимодействия с другими людьми грамотная и правильная устная и письменная речь. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Обычно наиболее привлекательна плавная, размеренная манера речи. 
 Знаменитый персонаж произведений А.Конан-Дойля Шерлок Холмс заметил, что люди, с которыми мы общаемся, дают нам о себе гораздо больше информации, нежели содержится в их речах или нашей предварительной о них осведомленности. Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами. Важно даже расстояние, на котором находятся собеседники друг по отношению к другу. Возьмем, к примеру, положение рук при беседе. Раскрытые ладони – характерный знак искренности и откровенности. Если человек вас не понимает, то он сопровождает раскрытие рук пожиманием плеч. Легкое касание кончика носа – знак сомнения. Жесты во многом обусловлены национальными традициями и социальными различиями. У разных народов одно и тоже движение может обозначать разные чувства. Если вы в разговоре вдруг покажете язык, всем ясно – что вы дразнитесь. А в древнем Китае этот жест понимали как угрозу. У народа майя это был бы знак мудрости. Ваша улыбка или хмурое, напряженное лицо, жесты, движения могут сказать людям гораздо больше, чем ваши слова. 
 Некоторые выводы: 1. Общение – это взаимодействие людей с целью передачи друг другу информации, достижения понимания другого человека, выражения своего отношения к нему. 2. Основными формами общения являются монологическое и диалогическое. 3. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 4. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств, которые во многом обусловлены национальными традициями и социальными различиями.
Из «Меморандума от вашего ребёнка»:
1. Не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Я должен научиться делать ошибки, не считая при этом, что я никуда не гожусь.
2. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не знаю, почему я сделал то или иное.
3. Не забудьте, что я люблю экспериментировать и экспериментирую. Таким образом я учусь; поэтому примиритесь, пожалуйста с этим.
4. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте. Слайд № 13. Дисциплина - основополагающий момент в воспитании ребёнка. Но каким же способом добиваться дисциплины 
«Почему так трудно отказаться от привычки бить детей?»
Потому что многие взрослые все еще путают два понятия: могу и имею право Взрослым трудно отказаться от того, что до сих пор кажется их «правом», то есть по привычке бить ребенка и причинять ему боль с целью «исправления дисциплины» и поведения. Вероятно, эта привычка уходит корнями в их собственный жизненный опыт. Почти повсеместно в мире большинство взрослых в детстве «получало» от своих родителей.

Просто сейчас нам всем надо строить свои отношения с детьми на позитивной, ненасильственной основе. 

«Если родители будут вынуждены отказаться от телесных наказаний, не рискуют ли дети вырасти избалованными и недисциплинированными?»
Нет! Настоящая дисциплина достигается не силой. Она воспитывается на основе взаимного понимания, уважения и терпимости.
Новорожденный ребенок полностью зависим от своих родителей, но по мере взросления он возлагает на взрослых – и, прежде всего, на своих родителей – обязанность поддерживать, вести и направлять его по пути овладения навыками осознанной самодисциплины, свойственной для зрелой личности. Телесные наказания не учат ребенка тому, как ему надо вести себя. Напротив, побои – это урок плохого поведения, внушающий ребенку, что его родители, которые – надо надеяться – его любят и уважают, считают приемлемым прибегать к насилию для разрешения проблем и конфликтных ситуаций. Дети извлекают урок не столько из того, что им говорят родители, сколько из того, как они сами поступают. Телесные и другие унизительные формы наказания не могут заменить собою позитивные формы дисциплинарного воздействия, которые вовсе не избалуют его, а научат думать об окружающих и о последствиях своих поступков.
«Ну, драли меня в детстве, ну, и что же тут плохого? По правде сказать, не постарались бы тогда родители, не был бы я сейчас тем, кем стал»
Как знать! А откуда вам это известно? Никто из нас не ведает, как сложилась бы наша судьба и кем бы мы стали, если бы наши родители никогда нас не били и не унижали. Сколько же взрослых, утверждая, что в этом не было ничего плохого, сознательно вычеркивают из памяти перенесенные ими страдания, которые причинялись самыми близкими людьми, полагавшими, что чему-то научить и воспитать ребенка можно только через боль!? Как правило, детей начинают бить потому, что самим доставалось в детстве от родителей. Хотя, как свидетельствуют результаты исследований, родители сами потом испытывают угрызения совести, но все равно продолжают бить своих детей, когда их терпению приходит конец. Бесполезно сегодня осуждать предыдущие поколения за насилие в отношении детей: они вели себя в соответствии с общепринятыми правилами той эпохи. Но времена меняются, и общество идет вперед. 
«Я бью своих детей только для того, чтобы уберечь их от опасности»
Бить не значит защищать! Для защиты своих детей, в особенности новорожденных и младшего возраста, родители должны принимать конкретные меры. Это одна из их прямых и естественных обязанностей. Если ребенок тянется к огню или пересекает улицу в опасном месте, конечно же, родители должны просто физически его отстранить, остановить, перехватить, а потом показать и объяснить ему ту опасность, которой он подвергался.
«Полное запрещение телесных наказаний приведет лишь к тому, что с детьми будут обращаться еще ужаснее: над ними станут измываться, их будут унижать и лишать свободы» Конечно же, все родители желают, чтобы их дети имели наилучшую основу для будущей взрослой жизни. В конце концов, у любого родителя, бьющего своих детей, остается горький осадок в душе, смешанный с чувствами подавленности и вины. Большинство из них только сказали бы спасибо за толковый совет: как предупреждать срывы и разрешать конфликты со своими детьми. Политика по распространению позитивного воспитания помогает родителям научить ребенка понимать, воспринимать и соблюдать правила поведения и дисциплины, не прибегая к какому бы то ни было насилию, физическому или моральному. Отказ от побоев и унижения детей и осознание того, что ребенок прежде всего является личностью, наделенной правами человека, способствует улучшению общей атмосферы в семье.
10 заповедей хорошего родителя
Вам знакома история, происходящая с родителями, стоящими в очереди в кассу: трехлетний ребенок хочет эту игрушку, эту конфету, это что-нибудь, и хочет это немедленно-о-о-о!!! Начинается крик, переходящий в полноценную истерику. Один из лучших американских детских психологов Лоренс Стейнберг выпустил книгу, где дает рекомендации, основанные на социальных исследованиях, проводившихся в течение 75 лет. Следуйте им, говорит автор, и вы сможете предотвратить любые проблемы с поведением детей. В конце концов, что является целью, когда вы имеете дело с детьми? Показать, кто здесь главный? Внушить страх? Или помочь ребенку стать достойной и уверенной в себе личностью? Хорошее воспитание развивает в детях сопереживание, честность, самостоятельность, самоконтроль, доброту, способность к сотрудничеству и жизнерадостность, пишет Стейнберг. Оно также развивает любознательность, мотивацию и стремление к дистижению целей. Оно погает защищать детей от появления тревожности, депрессии, нарушений в питании, антисоциального поведения, и злоупотребления алкоголем и наркотиками. «Родительское воспитание – одна из самых хорошо изученных областей в сфере общественных наук», – говорит Стейнберг, являющийся признанным специалистом в области психологии. Принципы, которые он излагает, подтверждены очень основательными научными доказательствами. Действия слишком многих родителей основаны на интуитивных реакциях. Но у некоторых людей инстинкты лучше, чем у других. Детей никогда нельзя бить – даже шлепать по попе младенца, говорит Стейнберг. «Если ваш ребенок движется в сторону опасности, например, к дороге, вы можете схватить и держать его, но ни при каких обстоятельствах вы не должны его бить». Многие ученые, специалисты клинической педиатрии, полностью согласны с этим. Считается, что многие люди используют те же методы, которые использовали их собственные родители, и чаще всего это означает действительно суровую дисциплину. Отношения родителя с ребенком всегда отражаются в действиях ребенка – включая его проблемы с поведением. Специалисты объясняют: «Если у вас нет хороших отношений с вашим ребенком, он не будет вас слушать. Подумайте, как вы общаетесь с другими взрослыми людьми. Если у вас с ними хорошие отношения, вы склонны больше доверять им, прислушиваться к их мнению и соглашаться с ними. А если это кто-то, кто вам не нравится, вы будете игнорировать его мнение». 10 принципов Стейнберга работают для всех, кто имеет дело с детьми: тренеров, учителей, няней, но, конечно, в первую очередь, прислушаться к ним стоит родителям. 10 принципов хорошего воспитания Слайд № 20. 1. То, что вы делаете, – имеет значение. Это один из основных принципов. Дети видят то, что вы делаете. Не допускайте необдуманных реакций. Спросите себя, чего я хочу достигнуть, и приведет ли это действие к нужному результату? 
 2. Любви не может быть слишком много. Избаловать ребенка любовью просто невозможно. То, что мы часто считаем результатом избалованности ребенка, не может быть следствием выказывания ребенку слишком большой любви. Обычно это последствие того, что любовь к ребенку заменяется чем-то другим, не равноценным: снисходительностью, пониженными ожиданиями или покупкой игрушек.
3. Будьте вовлечены в жизнь ребенка. Это требует времени и является тяжелым трудом, и часто это означает изменение планов и приоритетов. Иногда это означает принесение собственных намерений в жертву тому, что необходимо сделать для ребенка. Вы должны быть с ним не только физически, но и сердцем. Быть вовлеченным не означает делать за ребенка домашнее задание или перечитывать и исправлять его. Домашнее задание является инструментом, служащим учителю для того, чтобы узнать, учится ребенок или нет. Если вы делаете домашнее задание, вы не даете учителю узнать, усваивает ребенок материал или нет. 
 4. Адаптируйте ваши методы воспитания к вашему ребенку. Следите за развитием ребенка в то время, как он растет. Отмечайте, как возраст влияет на поведение ребенка. Одно и то же стремление к независимости заставляет трехлетнего ребенка все время говорить «нет» и приучаться к пользованию туалетом. Один и тот же скачок в интеллектуальном развитии заставляет тринадцатилетнего подростка проявлять любознательность в школе и спорить с родителями за обеденным столом. Например: восьмиклассник легко отвлекается, раздражителен. Его оценки в школе падают. Он постоянно спорит. Должны ли родители сильнее давить на его или они должны быть понимающими, так, чтобы его самооценка не пострадала? В случае с тринадцатилетним подростком источников проблемы может быть множество. Он может быть в депрессии. Или причина может быть в недостаточном количестве сна. Или он может нуждаться в небольшой помощи в структурировании графика, чтобы у него было больше времени для занятий. У него могут быть проблемы с обучаемостью. Заставлять его учиться лучше – это не выход. В первую очередь необходимо выявить проблему. И иногда для этого могут понадобиться советы профессионалов. 
 5. Устанавливайте правила. Если вы не управляете поведением своего ребенка с раннего детства, ему будет сложно научиться управлять собой, когда он вырастет, и вас не будет рядом с ним. В любое время дня и ночи вы должны быть способны ответить на три вопроса: «Где находится мой ребенок?», « Кто с ним?», «Что мой ребенок сейчас делает?». Правила, которым ваш ребенок научится у вас, помогут четко сфорулировать правила, которые он будет применять к себе. Но вы не должны превращать это в мелочную опеку. Когда дети учатся в средней школе, вы должны позволить детям самостоятельно делать домашнее задание, совершать собственный выбор в ситуациях, когда это нормально. 
 6. Поощряйте независимость ребенка. Определение границ помогает вашему ребенку развить чувство самоконтроля. Поощрение независимости помогает развить чувство саморегуляции. Для успеха в жизни ему будут необходимы оба. Стремление к автономности нормально для детей. Многие родители по ошибке приравнивают независимость детей к бунтарству или неподчинению. Дети стремятся к независимости потому, что частью человеческой природы является желание контролировать дела самостоятельно, а не находится под чьим-либо контролем.
7. Будьте последовательны. Если ваши правила меняются день ото дня непредсказуемым образом, или если вы требуете их исполнения только иногда, плохое поведение вашего ребенка целиком находится на вашей совести. Ваш самый главный инструмент в воспитании – последовательность. Определите пункты, по которым переговоры невозможны. Чем больше ваша власть будет основана на мудрости, а не на силе, тем меньше вашему ребенку захочется бросать ей вызов. Многие родители не могут быть последовательными. Но когда родители непоследовательны, дети находятся в замешательстве. 
 8. Избегайте суровой дисциплины. Родители ни при каких обстоятельствах не должны быть детей. Дети, которых дома шлепают или бьют, более склонны к дракам с другими детьми. Они чаще становятся хулиганами и склонны к использованию агрессии при спорах с другими. Есть много доказательств того, что шлепки вызывают агрессивность у детей, что может привести к проблемам в отношениях с другими детьми. Есть много других способов заставить ребенка слушаться, включая «перерыв», наказание, когда он должен перестать играть, которое действует лучше и не включает агрессию.
9. Объясняйте свои правила и решения. У хороших родителей есть ожидания относительно жизни их детей. Обычно, родители слишком много объясняют маленьким детями и слишком мало – подросткам. То, что очевидно для вас, может быть не таким очевидным для тинейджера. У него нет тех приритетов, суждения или опыта, которые есть у вас. Например: шестилетний ребенок, очень активный и умный, отвечает в школе на задания учителя, не давая возможности высказаться другим детям, и слишком много болтает в классе. Его учитель должен разобраться с проблемой в поведении этого ребенка. Он должен с ним поговорить. Родители должны встретиться с учителем и выработать коллективную стратегию. Ребенок должен понять, что он должен давать другим детям возможность отвечать на вопросы. 
 10. Уважительно обращайтесь со своими детьми. Лучший способ добиться уважения от ребенка – это обращаться уважительно с ним самим. Вы должны быть также вежливы с вашим ребенком, как и с кем-нибудь еще. Уважайте его мнение, говорите с ним вежливо, обращайте внимание на то, что он вам говорит, общайтесь с ним доброжелательно. Старайтесь благодарить его, когда можете. Дети общаются с другими людьми так же, как их родители общаются с ними. Ваши отношения с вашим ребенком – основа его будущих отношений с другими людьми. Например: если ваш ребенок разборчив в еде. Родители не должны уделить еде слишком большое внимание: у детей формируются свои пищевые предпочтения, они часто проходят через различные стадии. Вам не следует превращать обеденное время в неприятное событие. Главное, не держать дома нездоровую пищу, тогда дети и не будут ее есть. Подобным образом может быть решена и проблема истерик. Дети очень хорошо отзываются на четкое планирование. Не следует ходить в магазин, не подготовившись к этому. Скажите им: «Мы будем там 45 минут. Мамочке надо купить это и это». Покажите им список. Если вы не подготовите детей, им станет скучно, они устанут и будут расстроены видом и поведением толпы людей. Родители часто забывают о том, что надо уважать ребенка. Вы работаете над отношениями с другими взрослыми, с вашими друзьями или супругом. Но как насчет ваших отношений с ребенком? Если у вас с ним хорошие отношения, и вы действительно настроены на одну волну – это то, что действительно имеет значение. И тогда ничто из вышеперечисленного не покажется вам слишком сложным.
Литература:
http://s_urez.ven.edu54.ru/p11aa1.html http://adu.by/files/doc/umk/ob/20081203ob_1.doc http://www.materinstvo.ru/art/4806/ http://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/99253/925745/?print=1
Категория: Мои статьи | Добавил: Alja (18.11.2010) | Автор: Альбина Витальевна
Просмотров: 2361 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
ЯКласс
Учи.ру
Мудрость

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz