Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 13:16

Сайт учителя начальных классов Альбины Витальевны

Меню сайта
Журнал

Праздники сегодня
Календарь праздников
Статистика сайта
Ваше местонахожден

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Родительское собрание из цикла «Мой ребёнок становится взрослым»
[ Скачать с сервера (322.3 Kb) ] 05.11.2018, 19:39

Цель собрания: 

Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

 

Задачи: 

1. Познакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки.

2. Дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.

3. Познакомить родителей с результатами анкетирования детей «Как я выполняю свои поручения», коллективно проанализировать, сделать выводы.

4.  Провести тренинг по правильному построению «Я-высказываний».

 

Участники: родители, классный руководитель.

 

Форма проведения:  практикум  с элементами лекции.

 

Методы: беседа, проблемный диалог, рассказ, анкетирование, тренинг, работа в группах.

 

Оборудование:

1.Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

2.Сценарий родительского собрания.

3.Раздаточный  материал:

- анкеты для детей;

- анкеты для родителей;

- памятки для родителей.

 

Подготовительный этап:

1.Подготовка  текста  беседы для родительского лектория.

2.Подготовка упражнения для тренинга.

3.Составление текстов  анкет для родителей и учащихся.

4.Проведение анкетирования  учащихся «Как я выполняю свои поручения» и обработка  результатов.

5.Подготовка  памятки с рекомендациями по воспитанию самостоятельности.

6.Подготовка  пригласительного  билета для родителей.

 

Ход собрания

I.Вступительное слово классного руководителя. 

(Слайд № 1 с темой собрания).

Здравствуйте, уважаемые родители!

II. Этап педагогического всеобуча.

      Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой. С проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются практически все родители: у кого дети не в меру самостоятельные, а кто-то устал контролировать каждый их шаг. Особенно важны поднятые проблемы в наше время – время быстрых перемен и отхода от коллективной ответственности за содеянное. Все получили больше возможностей, но не научились понимать, что за свой выбор и отвечать придется самим. И чем раньше мы задумаемся над этим, чем скорее начнем воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, тем более успешным будет подрастающее поколение.

   Наши дети, едва встав на ноги, хотят сами принимать самостоятельные решения. Но, к сожалению, уже на первых порах у них возникают проблемы. Хотел исследовать лужу – промочил ноги, захотел посмотреть, что внутри игрушки – сломал её. И взрослые начинают применять свои санкции: не бери, не делай этого и т.п.

   Ребёнок взрослеет, и стремление освободиться от опеки взрослых усиливается. Но зачастую получается так, что подрастающее чадо хочет что-либо делать по-своему, подразумевая при этом, что за последствия его поступков будет отвечать не он, а, как и раньше, родители. Очень удобная позиция, при которой не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора. Ребёнок или взрослый, понимающий, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относиться к такого рода поступкам намного более обдуманно. Конечно, нельзя перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону.

   Одним из средств развития самостоятельности является выполнение домашних заданий. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. К самостоятельности также относится и умение готовить портфель к завтрашнему учебному дню, содержать свою комнату и вещи в порядке, выполнять определённые поручения по дому. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может: (слайд № 3)

- выполнять некоторые обязанности по дому;

- самообслуживание;

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: (слайд № 4)

а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

   Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

   Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии – к неуверенности.

  Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

    А сейчас давайте выясним, какие меры вы применяли для исправления положения. Во второй колонке на листе перечислите ваши действия и поставьте  против каждого из них один из трех знаков: «-», «+» или «?». Минус вы поставьте в том случае, если предпринятые вами действия совсем не помогли или помогли на короткий срок. Плюс поставьте, если после вашего воздействия ситуация улучшилась.  И, наконец, вопрос вы поставьте в том случае, если вам пока не ясно, как ваши действия повлияли на ситуацию.

Вот некоторые из решений, которые принимают родители: (слайд №7)

1. Пытаются ввести строгую дисциплину примерно так: «За это ты будешь сидеть дома» или « Опять сделал это… За это я никогда тебе ничего ни куплю».

2. Договариваются с ребенком о разного рода поощрениях ( «Я буду платить тебе по 5 руб. за каждую хорошую отметку» или « Я разрешу тебе в выходные сходить в кино, погулять…,если будешь слушаться »).

3. Читают нравоучения: «Вырывать страницы дневника плохо, ты не должен этого делать» или «Не смей так разговаривать с бабушкой!».

4. Начинают осуществлять строгий контроль: «Я буду провожать тебя до школы, если ты будешь опаздывать на уроки» или «Я буду каждую неделю ходить к классному руководителю и узнавать о твоих оценках» и т.п.

5. Устраивают беседы «по душам»: «Почему ты это хочешь делать? Давай обсудим» или «За что ты обижаешь маму, объясни причины».

6. Посещают психологическую консультацию с ребёнком.

7. Обращаются за помощью к учителю.

8. Ведут вместе с ребёнком дневник его успехов и неудач, поощряют успехи, анализируют неудачи.

Обмен мнениями

Если хоть одна из проблем была решена вами, то вы сегодня могли бы поделиться опытом с остальными родителями.

Ознакомление с результатами анкетирования учащихся (слайды №8-13).

Я попросила ребят ответить на вопросы анкеты о том, что они делают самостоятельно, и вот какие результаты получились.

1.Всегда ли ты делаешь то, что велят тебе родители?

Всегда – 10 чел.;

Нет, никогда не делаю – 1 чел.

Иногда не выполняю (если родители этого не замечают) – 8 чел.

2.Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?

Нет, за меня родители не делают, я всё делаю сам – 15  чел.

Да – 4 чел.

3.Что тебе родители разрешают делать самостоятельно?

Дети самостоятельно записывали.

Делать уроки на черновике -1 чел.

Оставаться дома одному – 1 чел.

Готовить вещи в школу – 1 чел.

Готовить еду – 4 чел.

Жарить яичницу – 5 чел.

Пользоваться микроволновкой – 8 чел.

Пользоваться газовой плитой – 5 чел.

Пользоваться паяльником – 1 чел.

Убирать – 6 чел.

Гладить – 7 чел.

Мыть обувь – 5 чел.

Стирать – 2 чел.

Следить за сестрой – 1 чел.

Развешивать бельё – 1 чел.

4.Что тебе хочется делать самостоятельно? Дети сами записывали.

Гладить вещи – 4 чел

Готовить еду – 2 чел.

Готовить борщ – 3 чел.

Печь пирожки, пироги, бисквиты – 3 чел.

Готовить сладкое – 1 чел.

Делать котлеты – 1 чел.

Пользоваться плитой – 3 чел.

Водить машину – 1 чел.

Самостоятельно кататься на роликах в парке – 1 чел.

Ездить к бабушке каждый выходной – 1 чел.

Накачать велосипед – 1 чел.

Сделать деревянный автомат – 1 чел.

Смотреть телевизор – 1 чел.

Гулять до 21 часа – 1 чел.

Ничего – 1 чел.

5.Нравится ли тебе, когда родители советуют, как тебе поступить  в той или иной ситуации?

Нравятся – 11 чел.                              

Не нравятся – 0 чел.

Иногда  да, иногда нет – 8 чел.

6.Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют какую-то работу?

Хочется всегда – 16 чел.                   

Иногда – 3 чел.                

Нет – 0 чел.           

7.Как выражается благодарность родителей за твою помощь?

Благодарят словами – 16 чел.                     Целуют – 10 чел.

Разрешают сладость – 3 чел.                      Дают деньги – 2 чел.

Покупают подарки – 1 чел.                         Никак – 1 чел.

8.Ты самостоятельный человек?

Самостоятельный – 14 чел.     Не всегда – 4 чел.  Не самостоятельный – 1 чел.

9.Кто помогает тебе  учить уроки?

Мама – 8 чел.    Папа – 4 чел.    Бабушка – 1 чел.   Никто – 8 чел.

10. Помогают делать уроки.

Всегда- 1 чел.            Иногда – 11 чел.              Не помогают – 8 чел.

11. Проверяют ли у тебя уроки?

Всегда – 16 чел.               Иногда – 3 чел.             Никогда – 0 чел

12. Какие обязанности по дому у тебя есть?

Убирать, пылесосить – 10 чел.

Убирать за собой – 6 чел.

Убирать во дворе – 1 чел.

Управлять хозяйство – 2 чел.

Ухаживать за собаками, котами – 6 чел.

Заправлять постель – 1 чел.

Гладить – 1 чел.

Мыть посуду – 9 чел.

Накрывать на стол и убирать со стола – 5 чел.

Мыть обувь – 5 чел.

Следить за сестрой, братом – 2 чел.

Ходить в магазин – 2 чел.

Поливать цветы -1 чел.

       Проанализируйте ответы своих детей. Я обращаю ваше внимание, что у нас в классе 14 мальчиков, отвечали на вопросы 13, а чисто мужских дел перечислили всего три. Думаю, что следует задуматься и об этом, но это уже другая тема.

      Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без ведома родителей и наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов, в приготовлении обеда и т.д. Ребёнок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.   

    Сегодня мы рассмотрим ситуации, в которых участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности детей.

 

III. Практическая работа родителей в группах  (слайды №14-15).

Образцы заданий.

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка, на слово с ошибкой; Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание для группы 4. Вы приходите с работы, а ваш ребёнок не выучил уроки, сидит за компьютером. Как правильно поступить?

Решение. Поговорить по душам, рассказать о том, что вы устали, что вам завтра на работу. Поговорить о том, какое значение имеет для организма соблюдение режима дня.

Задание для группы 5. Вы приходите с работы, а ваш сын или дочь готовили, например, бисквит, со всеми вытекающими последствиями. Ваши действия.

Решение. Ни в коем случае не ругать, а договориться о том, что в следующий раз вы это сделаете вместе.

Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».

      Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания» (слайды №16-17).

«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.

          «Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему? » Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

«Ты-высказывания»    «Я-высказывания»

1.Ты опять не прибрал(а)  в своей комнате.        

Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно.

2.Как ты посмел уйти в гости без моего согласия.     

Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их  со мной, мне бывает обидно. В следующий раз не забудь посоветоваться со мной.

Категория: Мои файлы | Добавил: Alja
Просмотров: 476 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
ЯКласс
Учи.ру
Мудрость

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz