Цель собрания:
Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки.
2. Дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.
3. Познакомить родителей с результатами анкетирования детей «Как я выполняю свои поручения», коллективно проанализировать, сделать выводы.
4. Провести тренинг по правильному построению «Я-высказываний».
Участники: родители, классный руководитель.
Форма проведения: практикум с элементами лекции.
Методы: беседа, проблемный диалог, рассказ, анкетирование, тренинг, работа в группах.
Оборудование:
1.Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
2.Сценарий родительского собрания.
3.Раздаточный материал:
- анкеты для детей;
- анкеты для родителей;
- памятки для родителей.
Подготовительный этап:
1.Подготовка текста беседы для родительского лектория.
2.Подготовка упражнения для тренинга.
3.Составление текстов анкет для родителей и учащихся.
4.Проведение анкетирования учащихся «Как я выполняю свои поручения» и обработка результатов.
5.Подготовка памятки с рекомендациями по воспитанию самостоятельности.
6.Подготовка пригласительного билета для родителей.
Ход собрания
I.Вступительное слово классного руководителя.
(Слайд № 1 с темой собрания).
Здравствуйте, уважаемые родители!
II. Этап педагогического всеобуча.
Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой. С проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются практически все родители: у кого дети не в меру самостоятельные, а кто-то устал контролировать каждый их шаг. Особенно важны поднятые проблемы в наше время – время быстрых перемен и отхода от коллективной ответственности за содеянное. Все получили больше возможностей, но не научились понимать, что за свой выбор и отвечать придется самим. И чем раньше мы задумаемся над этим, чем скорее начнем воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, тем более успешным будет подрастающее поколение.
Наши дети, едва встав на ноги, хотят сами принимать самостоятельные решения. Но, к сожалению, уже на первых порах у них возникают проблемы. Хотел исследовать лужу – промочил ноги, захотел посмотреть, что внутри игрушки – сломал её. И взрослые начинают применять свои санкции: не бери, не делай этого и т.п.
Ребёнок взрослеет, и стремление освободиться от опеки взрослых усиливается. Но зачастую получается так, что подрастающее чадо хочет что-либо делать по-своему, подразумевая при этом, что за последствия его поступков будет отвечать не он, а, как и раньше, родители. Очень удобная позиция, при которой не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора. Ребёнок или взрослый, понимающий, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относиться к такого рода поступкам намного более обдуманно. Конечно, нельзя перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону.
Одним из средств развития самостоятельности является выполнение домашних заданий. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. К самостоятельности также относится и умение готовить портфель к завтрашнему учебному дню, содержать свою комнату и вещи в порядке, выполнять определённые поручения по дому. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок может: (слайд № 3)
- выполнять некоторые обязанности по дому;
- самообслуживание;
- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;
- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
- представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.
Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: (слайд № 4)
а) думаю, какое правило подходит, может помочь;
б) нахожу это правило, применяю к слову;
в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии – к неуверенности.
Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.
А сейчас давайте выясним, какие меры вы применяли для исправления положения. Во второй колонке на листе перечислите ваши действия и поставьте против каждого из них один из трех знаков: «-», «+» или «?». Минус вы поставьте в том случае, если предпринятые вами действия совсем не помогли или помогли на короткий срок. Плюс поставьте, если после вашего воздействия ситуация улучшилась. И, наконец, вопрос вы поставьте в том случае, если вам пока не ясно, как ваши действия повлияли на ситуацию.
Вот некоторые из решений, которые принимают родители: (слайд №7)
1. Пытаются ввести строгую дисциплину примерно так: «За это ты будешь сидеть дома» или « Опять сделал это… За это я никогда тебе ничего ни куплю».
2. Договариваются с ребенком о разного рода поощрениях ( «Я буду платить тебе по 5 руб. за каждую хорошую отметку» или « Я разрешу тебе в выходные сходить в кино, погулять…,если будешь слушаться »).
3. Читают нравоучения: «Вырывать страницы дневника плохо, ты не должен этого делать» или «Не смей так разговаривать с бабушкой!».
4. Начинают осуществлять строгий контроль: «Я буду провожать тебя до школы, если ты будешь опаздывать на уроки» или «Я буду каждую неделю ходить к классному руководителю и узнавать о твоих оценках» и т.п.
5. Устраивают беседы «по душам»: «Почему ты это хочешь делать? Давай обсудим» или «За что ты обижаешь маму, объясни причины».
6. Посещают психологическую консультацию с ребёнком.
7. Обращаются за помощью к учителю.
8. Ведут вместе с ребёнком дневник его успехов и неудач, поощряют успехи, анализируют неудачи.
Обмен мнениями
Если хоть одна из проблем была решена вами, то вы сегодня могли бы поделиться опытом с остальными родителями.
Ознакомление с результатами анкетирования учащихся (слайды №8-13).
Я попросила ребят ответить на вопросы анкеты о том, что они делают самостоятельно, и вот какие результаты получились.
1.Всегда ли ты делаешь то, что велят тебе родители?
Всегда – 10 чел.;
Нет, никогда не делаю – 1 чел.
Иногда не выполняю (если родители этого не замечают) – 8 чел.
2.Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?
Нет, за меня родители не делают, я всё делаю сам – 15 чел.
Да – 4 чел.
3.Что тебе родители разрешают делать самостоятельно?
Дети самостоятельно записывали.
Делать уроки на черновике -1 чел.
Оставаться дома одному – 1 чел.
Готовить вещи в школу – 1 чел.
Готовить еду – 4 чел.
Жарить яичницу – 5 чел.
Пользоваться микроволновкой – 8 чел.
Пользоваться газовой плитой – 5 чел.
Пользоваться паяльником – 1 чел.
Убирать – 6 чел.
Гладить – 7 чел.
Мыть обувь – 5 чел.
Стирать – 2 чел.
Следить за сестрой – 1 чел.
Развешивать бельё – 1 чел.
4.Что тебе хочется делать самостоятельно? Дети сами записывали.
Гладить вещи – 4 чел
Готовить еду – 2 чел.
Готовить борщ – 3 чел.
Печь пирожки, пироги, бисквиты – 3 чел.
Готовить сладкое – 1 чел.
Делать котлеты – 1 чел.
Пользоваться плитой – 3 чел.
Водить машину – 1 чел.
Самостоятельно кататься на роликах в парке – 1 чел.
Ездить к бабушке каждый выходной – 1 чел.
Накачать велосипед – 1 чел.
Сделать деревянный автомат – 1 чел.
Смотреть телевизор – 1 чел.
Гулять до 21 часа – 1 чел.
Ничего – 1 чел.
5.Нравится ли тебе, когда родители советуют, как тебе поступить в той или иной ситуации?
Нравятся – 11 чел.
Не нравятся – 0 чел.
Иногда да, иногда нет – 8 чел.
6.Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют какую-то работу?
Хочется всегда – 16 чел.
Иногда – 3 чел.
Нет – 0 чел.
7.Как выражается благодарность родителей за твою помощь?
Благодарят словами – 16 чел. Целуют – 10 чел.
Разрешают сладость – 3 чел. Дают деньги – 2 чел.
Покупают подарки – 1 чел. Никак – 1 чел.
8.Ты самостоятельный человек?
Самостоятельный – 14 чел. Не всегда – 4 чел. Не самостоятельный – 1 чел.
9.Кто помогает тебе учить уроки?
Мама – 8 чел. Папа – 4 чел. Бабушка – 1 чел. Никто – 8 чел.
10. Помогают делать уроки.
Всегда- 1 чел. Иногда – 11 чел. Не помогают – 8 чел.
11. Проверяют ли у тебя уроки?
Всегда – 16 чел. Иногда – 3 чел. Никогда – 0 чел
12. Какие обязанности по дому у тебя есть?
Убирать, пылесосить – 10 чел.
Убирать за собой – 6 чел.
Убирать во дворе – 1 чел.
Управлять хозяйство – 2 чел.
Ухаживать за собаками, котами – 6 чел.
Заправлять постель – 1 чел.
Гладить – 1 чел.
Мыть посуду – 9 чел.
Накрывать на стол и убирать со стола – 5 чел.
Мыть обувь – 5 чел.
Следить за сестрой, братом – 2 чел.
Ходить в магазин – 2 чел.
Поливать цветы -1 чел.
Проанализируйте ответы своих детей. Я обращаю ваше внимание, что у нас в классе 14 мальчиков, отвечали на вопросы 13, а чисто мужских дел перечислили всего три. Думаю, что следует задуматься и об этом, но это уже другая тема.
Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без ведома родителей и наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов, в приготовлении обеда и т.д. Ребёнок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.
Сегодня мы рассмотрим ситуации, в которых участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности детей.
III. Практическая работа родителей в группах (слайды №14-15).
Образцы заданий.
Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка, на слово с ошибкой; Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
Задание для группы 4. Вы приходите с работы, а ваш ребёнок не выучил уроки, сидит за компьютером. Как правильно поступить?
Решение. Поговорить по душам, рассказать о том, что вы устали, что вам завтра на работу. Поговорить о том, какое значение имеет для организма соблюдение режима дня.
Задание для группы 5. Вы приходите с работы, а ваш сын или дочь готовили, например, бисквит, со всеми вытекающими последствиями. Ваши действия.
Решение. Ни в коем случае не ругать, а договориться о том, что в следующий раз вы это сделаете вместе.
Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».
Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания» (слайды №16-17).
«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.
«Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему? » Этот способ решать проблемы менее конфликтен.
«Ты-высказывания» «Я-высказывания»
1.Ты опять не прибрал(а) в своей комнате.
Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно.
2.Как ты посмел уйти в гости без моего согласия.
Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз не забудь посоветоваться со мной.
|