Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 00:32

Сайт учителя начальных классов Альбины Витальевны

Меню сайта
Журнал

Праздники сегодня
Календарь праздников
Статистика сайта
Ваше местонахожден

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация "Адаптация детей к школьной отметке"

Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: "Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе"; "В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу".

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

     Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. "В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация "поворачивает" ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания".

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название "феномена вторых классов".

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.

Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно, выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый...» Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.

       Необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

      Многие младшие школьники не могут понять, почему отметка не столь высока, как хотелось бы, ведь они старались. Основным критерием оценивания для ребёнка и часто для родителе остаётся сумма затраченных усилий, старания, а не конечный результат деятельности.

     Процесс адаптации связывают с периодами принципиальных, качественных изменений в жизни человека, таким периодом для второклассников является введение отметочной системы оценивания.

     Принято выделять два типа адаптационного поведения – активный и пассивный. Активная адаптация – это стремление изменить ситуацию, активно воздействовать на неё. Пассивная адаптация – это конформное принятие тех условий, которые диктует среда. Адаптивное поведение предполагает активное взаимодействие с новыми факторами среды ради превращения неблагоприятной ситуации в благоприятную. Если факторы среды таковы, что ребёнок не в силах изменить, то адаптивное поведение будет нацелено на изменение его отношения к данной ситуации. Семья может выбрать стратегию пассивной адаптации к отметке, что и делают многие родители.

      Логика рассуждений в данном случае примерно такова: «В руках педагога сосредоточенны инструменты власти над ребёнком. Попытки семьи изменить ситуацию (например, высказать свои требования, недоумение по поводу действий учителя) могут обернуться в перспективе психологическим давлением педагога (или педагогического коллектива) на личность ребёнка». К сожалению, общество встречается иногда с формами психологического давления на детей в школе. Даже единичные случаи давления педагога заставляют родителей выбирать пассивные, конформные формы поведения в ситуации адаптации.

      Если же мы предложим ребёнку не обращать внимания на отметку, в справедливости которой он сомневается, смириться с ситуацией, принять её такой какая она есть, то произойдёт следующее. Во-первых произойдёт снижение самооценки ученика. Во-вторых, незнание критериев оценивания приведёт к росту тревожности, а снижение самооценки и рост тревожности снизит эффективность учебной деятельности. Наконец, ребёнок поймёт, что сталкиваясь с непонятной и неудобной для себя ситуацией, необходимо принять её и не пытаться изменить.

     Решать проблему адаптации младшего школьника к системе оценивания учебной деятельности должна в первую очередь школа, так как она заинтересована, чтобы отметку воспринимали как объективную оценку труда ребёнка. Для семьи важно, чтобы критерии оценивания были понятными и прозрачными. В этом случае родители смогут помочь ребёнку в процессе адаптации к системе оценивания его труда.

     Чтобы предотвратить неуспеваемость и обеспечить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно:

  • быть внимательным к детям, отмечать изменения в их поведении  и работоспособности;

  • давать возможность каждому ученику проявить себя с лучшей стороны;

  • помнить, что учебные успехи – это ещё не всё;

  • быть объективным не только к отметке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

Категория: Мои статьи | Добавил: Alja (19.07.2019)
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
ЯКласс
Учи.ру
Мудрость

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz