- Почему учиться трудно?
У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
- Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание.
- Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
- Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
- Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
- Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
- Низкий общий темп работы.
- Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей.
- Заикание.
- Специфические расстройства. Например, дислексия — такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия — расстройства счета. Дисграфия — трудности при овладении письмом. Нарушения зрения, слуха.
-
Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
-
Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка. Что еще может помешать хорошо учиться? Высокая тревожность.
Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество.
Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте — игровые интересы.
В более старшем возрасте — отсутствие чувства ответственности.
Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае неинтересно).
Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребенок и заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся». Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки. Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале. Статья предоставлена психологическим центром "Адалин"
Источник: http://www.7ya.ru/article/Neuspevaemost/ |